вторник, 10 июля 2012 г.

Коломенское - деревянный дворец Алексея Михайловича

8 июля мы выбрались в Москву по делам и неожиданно быстро с ними закончили. Спонтанно решили посвятить вторую половину дня посещению исторического фестиваля "Времена и Эпохи" в Коломенском. В воскресенье был как раз последний день мероприятия.

Подъехали мы с тыла, с той стороны парка, где находится деревянный дворец царя Алексея Михайловича (который "Тишайший" и папа Пети Романова). Долго искали место, где встать, поскольку все многочисленные парковки вокруг парка были заняты - народу было много! Нас встретили зеленые аллеи, залитые солнечым светом.



И сам дворец. Это не оригинал, а реконструкция. Потому что первоначальное здание простояло всего лет сто, после чего сильно обветшало. Екатерина II пыталась его восстановить, но, в итоге, велела разобрать. И стоял дворец изначально в другом месте, именно там его заново возводить не стали из экологических соображений. Подробно об истории Коломенского можно прочитать в отдельной статье.


Полноценного фотоаппарата у нас с собой не было, запечатляли события на телефон. На улице он еще так-сяк справлялся, а в помещениях качество ниже среднего - света мало. Ну уж как есть. Парадное крыльцо мужской половины хорОм украшено символами царской власти - восстающими львом и единорогом.


Они же красуются на одном из куполов дворца:


Запечатлевшись у входа, мы направили свои стопы внутрь. Вход платный. Билет на посещение обоих половин (мужской и женской) стоит 300 р., в каждую по отдельности - 200. Фотосъемка 70 р. Дошкольники бесплатно. Экскурсия того стоит: всего около 30 залов, все богато украшены и обставлены мебелью 17 века из запасников музея. Позолота тоже настоящая, на нее ушло около 50 кг. сусального золота. При Алексее Михайловиче, кстати, технологии были более грубыми - тогда на дворец понадобилось больше 300 кг. драгметалла, пластинки потолще были.


Есть мебеля современной работы, но большинство принадлежит именно той эпохе. Кстати говоря, до Петра I не было обычая обставлять резиденции на постоянной основе. Когда царь переселялся в новую резиденцию, в новый дворец перевозили все его барахло - очень утомительная была процедура. Как говорится, один переезд приравнивается к трем пожарам, это наверно с тех пор пошло.

Надо сказать, что и жили до Петра цари небогато. Все жилые помещения очень маленькие. Размерами впечатляет только трапезная и баня. Никаких бальных залов нет и в помине. Это Петр Алексеич поездил по Европам и там понабрался гламура. :)





Это вот трапезная.


Почти сразу же нас настигла большая экскурсия, с гидом в кокошнике и сарафане. Рассказывала она достаточно интересно, но очень уж медленно. А нам ведь еще на стрельцов надо было успеть!


Это тронный зал, здесь царь принимал иностранных послов. Помещение очень тесное, видимо, делегации в том время были небольшие, родственников брать было не принято. :)

У трона по обе стороны восседали два механических деревянных льва, покрытых шкурами. Когда к трону приближались послы, львы раскрывали пасти и грозно рыкали, вращая глазами. Это была отнюдь не забава, а важный элемент выражения идеологии Третьего Рима. Забелин отмечал, что в убранстве своих чертогов и византийские императоры, и русские монархи подражали библейскому дворцу царя Соломона. Трон Соломона, с тельцами и львами, был прообразом царских тронов. По его подобию соорудили императорский трон в константинопольском дворце, с рыкающими золотыми львами у подножия. Третий Рим перенял и этот символ. Только если в кремлевском дворце каменные львы только стояли, то в Коломенском они еще и рыкали, как и стражи трона византийских василевсов. В Коломенском было четыре таких льва: два у трона, а еще два стояли у ворот. Мастер Оружейной палаты Петр Высоцкий, сконструировавший этих зверей, искусно спрятал движущий механизм в Органной палате Передних ворот.
Тут же, на потолке, как раз и отражен сюжет с участием Соломона. По преданию его трон охраняли живые львы.


Это государева спальня. Удивили размеры кровати - метра полтора в длину. Оказывается, в то время было принято спать полусидя-полулежа, облокотившись на подушки. Ольга Евгеньевна сперва не могла понять технологию, мы ей объяснили: "Вот как ты телевизор сейчас смотришь, так раньше спали, понятно?"


В экспозиции представлены различные предметы вооружения той эпохи. Это мушкет, подаренный какими-то иностранными послами. Очень дорогая вещь. Замок ломался после пары десятков выстрелов, приходилось его менять на новый. Такими темпами нормальных ружей, конечно, было не напастись.


Алексей Михайлович любил играть в шахматы. Поскольку компьютеров тогда еще не было, ему приходилось играть фигурами на доске. Очень интересно, его подданным разрешалось его обыгрывать?


В каждой палате - печь. Изразцы восстанавливали по фрагментам, найденным при раскопках. Технологии тоже удалось реанимировать. В наше время ими владеют две мастерские, забыл где находятся. Именно они делали всю керамику для облицовки.



А это, граждане, царская баня - мыльная, по-научному. По размерам она раз в пять больше тронного зала. Если правда, что на Руси был обычай мыться не порознь, а всем вместе, то да - места наверняка нужно было много.


 Джакузей не было, вместо них бочки, в которые кидали горячие валуны для нагрева воды.


Комната отдыха и нательное белье государя.


Настоящий персидский ковер (тоже из запасников) у Ольги Евгеньевны вызвал следующий вердикт: "Как у бабушки Томы на стенке!" Да, похож. Но у бабушки, конечно, размеры поскромнее - стены такого размера нет просто. :)

  
 Иконки тоже все "с раньшего времени".


В одной из галерей Ольга Евгеньевна обнаружила шкаф с замком и я ей показал, как он открывается. Тут же на скрип несмазанного механизма примчалась смотрительница и Оля меня сдала властям: "Это папа сам открыл." Папа сделал невинное лицо и был отпущен, препровождаемый строгим взглядом. А вот в Британском музее, между прочим, на сфинксах, вывезенных из Египта даже сидеть можно! А тут обычый сундук не дают пощупать... :)

  
Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий