среда, 2 мая 2012 г.

Кочевники?

Сегодня утром я находился под впечатлением рассказа о землетрясении и рассказал жене еще одну историю, которую не так давно прочитал, тоже у Грубаса. Она о русском менталитете и называется очень символично:

КОЧЕВНИКИ

Сидели в гостях в большом загородном доме, пили дорогие безалкогольные напитки и конечно же рассуждали о судьбах Родины. Антон – хозяин дома и виновник торжества, с нашего благородного соизволения отскочил искупать сынишку. У ребенка: мама, бабушка и даже целых полторы няни, но купает его всегда только папа. Если конечно бывает дома.

Тем временем мы занялись самоидентификацией. Долго спорили, но все таки пришли к единому мнению (напитки-то были безалкогольные), что все мы: русские, украинцы белорусы - практически европейцы, со всеми вытекающими. Нам только дай забугорную систему и ужо мы то моментально заживем как в Германии, например. Чем мы хуже?
- Абсолютно ничем, подлейте еще гранатового если Вас не затруднит.
- Ах пожалуйста, давайте Ваш бокальчик…
Обычная маниловско-идеалистическая беседа.

Но прибежал Антон с мыльными руками и все испортил.

Он краем уха слышал наши споры и даже сына домывать не стал, передоверил бабушке со словами:
- Мама, главное головку над водой поддерживай, контролируй.
- Хорошо сынок, меня еще твоя бабушка учила тебя купать…
Прибежал и кричит:
- Нет, мы все не такие, мы совсем другие. Не хорошие, не плохие, но не европейцы. Мы кочевники.
- Причем тут кочевники? А те кто живет в огромных мегаполисах?
- Это не важно и сути дела не меняет. Представьте, что юкагира или коряка всунули в нашу городскую жизнь. Он конечно приживется, но до конца жизни останется горожанином с придурью. Он кочевник, собиратель ягод, оленевод, охотник, кто угодно, но не европеец.
- А мы?
- И мы все по сути собиратели ягод не привязанные ни к какому месту и живущие одним днем… Как монголы, они ведь тоже не врастают в конкретную точку земли. Съели здесь его бараны всю траву? Прекрасно. Спасибо этому дому, пойдем за тем пригорком поглядим…
- Антон, а ты сам разве не европеец? Вот дом какой отгрохал, три языка знаешь. Какой, же ты нафиг кочевник?
- Да я по сути такой же чукча, который в квартире ставит юрту, а рядом устраивает туалет. Много поколений должно смениться, чтобы мы перестали жить сегодняшним днем. И дело не в том, что европеец никуда не переезжает. Переезжает и побольше нашего, но устройство головы у него другое. Мы сидя всю жизнь на одном месте – плюем себе под ноги, как из окошка поезда, а они переехав в другую страну, чувствуют, что просто перешли в соседнюю комнату своего дома…

Лет пятнадцать назад, когда я был помоложе и победнее - три года прожил в Англии. Только приехал и мне сразу повезло найти отличную работу - помощника садовника в одном старинном поместье. Первый мой рабочий день. Шеф - милый старичок ставит нам задачу на день:
- Вот видишь бордюрные камни? Мы до вечера должны уложить их вот тут, вдоль дорожки. Три положим до обеда, и шесть после. Если успеем.

Подкатили специальную тачку с разнообразным садовым инструментом. Но что это был за инструмент, разговор отдельный. Модерновая титановая лопата с карбоновой ручкой, соседствовала с маленькими грабельками, на которых выбит год производства «1901», спрашиваю у шефа:
- А зачем здесь такая старинная вещица? Ей место в музее.
Садовник удивился, взял грабельки в руки, хорошенько рассмотрел их и сказал:
- А чем они тебе не понравились? Удобные и надежные, а их возраст только плюс. Они еще наших детей переживут.

Шеф порылся в инструментах и достал какую-то странную полуметровую то ли ложку, то ли ломик с резной деревянной ручкой:
- Как ты думаешь, Антон, что это такое?
Я не думал никак и пожал плечами. А садовник говорит:
- Это скребок для очистки лопат от влажной земли. Что ж мне прикажешь, выкинуть его, раз он был сделан еще в 1870-м году?

До обеда мы хорошо поработали. Хорошо, но очень нудно и медленно. Каждый из камней складывали, мерили рулеткой и натянутой ниточкой, опять поднимали, скребли грунт и снова складывали. Шеф ушел, сказав, что с обеда немного задержится.

И тут настал мой звездный час. Наскоро пообедав, я решил показать класс, продемонстрировать как быстро и нелениво умеют работать русские люди. Хоть камни были тяжеленькие, но при помощи тачки и всяких специальных приблуд, мне удалось подкатить и самое главное – ровненько уложить все шесть камней за каких-то два часа.

Сижу, курю с победной мордой. Возвращается шеф. Сделал бровки домиком, прошелся вдоль моей работы, присел, поползал на четвереньках и сказал:
- Молодец Антон, что привез камни и проявил инициативу, но к сожалению, мы должны с тобой все это разобрать и уложить заново. Ну, кроме пожалуй этого камня. Хотя и его мы приподнимем и посмотрим, что там под ним…

Я был в полном шоке. Так красиво, а главное быстро все уложил, а этот старый хрыч крутит носом. Обиделся я слегка и спрашиваю:
- А что не так? Посмотрите, все под ниточку, до миллиметра…
- А вот смотри - тут песочек и тут песочек а с этого угла у тебя земля. Пойдем дальше, вот корень от куста стремится поднырнуть, его тоже нужно отрубить и выкопать. Тут с муравьями поборемся. Видишь – побежал, побежал. А здесь у тебя край камня ни на чем не лежит, почти висит. Лет сто он конечно же простоит, но вот больше ста – уже вряд ли. Его перекосит в эту сторону и тогда кому-то придется переделывать нашу с тобой работу…
- Сто лет…? Вы шутите! Какие сто лет? Вы о чем говорите?
- А что тут такого? Видишь вон те ступеньки? Им четырех сот лет не будет, но триста пятьдесят точно есть и еще двести наверняка прослужат. Вот и нам нужно хорошенько постараться, чтобы не получилось, как с фонтанной чашей. Ей всего семьдесят, а уже начинает трескаться с одной стороны, придется ее заново переделывать. Руки бы оторвать бездельникам за такую работенку…

Антон нам всем налил сока и сказал:
- Ну, братья кочевники, за хорошую охоту и далекие зеленые пастбища…

Что скажете? Похоже? Я лично себя узнал. На сто лет моя перспектива точно не распространяется. Думали строители пирамид о том, сколько проживут их творения?

Ведь правда же, хоть и досадно признаться. Живем «на чемоданах», не зная, что готовит нам грядущий день и правительство. Дороги делаем так, чтобы аккурат к следующей весне снова нужно было их ремонтировать, «осваивая бюджет». Бизнес ведем с прицелом на ближайшие выборы – а не сменится ли власть? Не сменилась? Отлично, значит, хуже не станет, а чтобы лучше – мы и не мечтали.

Когда-то знакомый историк-европеец задвинул мне лекцию, которая мне запомнилась. Вы, русские, - говорил он мне, - испокон веку привыкли жить за счет ресурсов, данных природой. Земли – с избытком, людей никто не считает. А зачем? Любая русская баба сколь хошь еще нарожает. Да и поди сосчитай их. Бегут в Запорожье, на Урал, в Сибирь – разыщи! Тех, что есть – в крепость. Потому что меха, железо, золото, дичь – вот они, под ногами. Холопы нужны только чтобы собрать их и принести. А для этого особой грамоты не надо. Напротив, вредно даже – того и гляди, сначала читать начнут, а потом, чего доброго, думать!

Другое дело в Европе. Избытка ресурсов нет, а если и есть – претендует на них целая орава вассалов, сеньоров, феодалов и кто там еще у них был - плюс Церковь. Ценность одна – люди. Да еще земля на вес золота. На которой, чтобы работать, опять же, люди нужны. Причем грамотные, знающие, мотивированные. Иначе прозябнет тот лендлорд в нищете беспросветной. И народ недовольный не бежит никуда – некуда! А вместо этого, чуть что – бунт, революция. Это у нас мужик терпит, терпит… А там - проще создать условия, чтобы заткнулись и не роптали. Такой вот вынужденный гуманизм, плавно въевшийся в мозги и перетекший в сознательный.
«Там на Западе разумы у народов хитры, сметливы, много книг о земледелии и других промыслах... Ничего этого нет в России. Здесь умы у народа тупы и косны... здесь люди сами ничего не выдумают, если им не покажут, ленивы... сами себе добра не хотят сделать, если их не приневолят к тому силой...»
Ю. Крижанич, Трактат "Политика" 1663-1680
По поводу «Норд Оста» этот профессор сказал тогда следующее. Вот посмотри, случилась трагедия, что у вас говорят? Сто тридцать погибло, а могло быть и хуже – всех могли бы взорвать. Да у нас хоть одна жертва случись – все правительство бы мандатов лишилось. А у вас ничего, пипл хавает. Так может и логично, что имеете вы именно то правительство, которое вас имеет?

Такая вот точка зрения. С одной стороны монголо-татарский генофонд, с другой – нефтяная игла и презрение к собственному плебисциту. Живем одним днем – и народ, и власть имущие. Так оно и тянется веками, одно за другое цепляется. Зря, получается, Сибирь захватывали. Надо было в европейской части умещаться. Кучненько так, умея ценить нелишнее пространство и людей его населяющих. :)

Делитесь, что думаете?

Комментариев нет:

Отправить комментарий