понедельник, 15 апреля 2013 г.

Мужество, как оно есть

Подвиг Гагарина, оказывается, еще более невероятен, чем о нем думает большинство из нас. К дню космонавтики появилось много материалов, посвященных первому полету человека в космос. Вот этот кусок меня заинтриговал:
В то время темпы космической гонки были невероятно высоки. Высоки настолько, что Юрия запустили в космос до того, как были изобретены… тормоза. Из-за этого, несмотря на то, что у капсулы корабля Восток были парашюты, основной принцип остановки формулировался как «там планета окажется по курсу». И именно поэтому на высоте 7 километров Юрий был автоматически катапультирован, дабы не разбиться насмерть вместе с первым в мире пилотируемым космическим аппаратом.
Полез в Вики, цитирую кусками:
В конце полёта тормозная двигательная установка (ТДУ) конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь — Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. 
Как вам? "Решил не пугать". :)
Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистистической траектории (как и у остальных космических кораблей серий Восток и Восход), то есть с 8—10 кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки — после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3—5 тысяч градусов), по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.
На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток). После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Юрию Гагарину помогла хорошая предполётная подготовка — управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5—2 километрах от берега.
Перед полётом правительством СССР заранее было подготовлено три сообщения ТАСС о запуске человека в космос, в том числе одно «Трагическое», если космонавт не вернётся живым:

1 вариант — торжественный, о выходе корабля-спутника с человеком на борту на околоземную орбиту.

2 вариант — сообщение о невыходе корабля-спутника на орбиту и его экстренном приземлении, в нём же обращение к народам и правительствам зарубежных стран с просьбой оказать содействие в поиске и спасении космонавта;

3 вариант — сообщение о трагической гибели космонавта.

Все три сообщения были запечатаны в специальные конверты под номерами: 1, 2, 3 и отправлены на радио, телевидение, и ТАСС. По команде из Кремля вскрывался лишь тот конверт, номер которого укажут из Кремля 12 апреля 1961 года, а оставшиеся конверты подлежали немедленному уничтожению.

И, наконец, вот письмо Гагарина, написанное им за два дня до исторического полета. Жена прочитала его только через семь лет, после трагической гибели космонавта в 1968 году.

Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка! 
Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами иразделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодняправительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу – проложить первую дорогу в космос! 
Можно ли мечтать о большем? Ведь это – история, это – новая эра! Черездень я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немногопобыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегдачувствуювас рядом с собой.
В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, чтона ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, топрошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизньесть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных новогообщества – коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личнуюжизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собойза эту мимолетную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца.
Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была инебольшая. Когда-то еще в детстве прочитал слова В. П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы ужевступаем, нашей великой Родине, нашей науке. Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будемсчастливы.
Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будетвозможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, ипусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положенобыло знать.
Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра.
10.04.61 г. Гагарин

Комментариев нет:

Отправить комментарий