воскресенье, 29 января 2012 г.

Стив Джобс, Apple и свобода выбора

clip_image001 Прочитал биографию Стива Джобса в исполнении Уолтера Айзексона. Во всех отношениях интересная книга – увлекательное изложение, интересные факты. Тема, опять же, мне близкая. Ну и поучительных примеров извлек для себя достаточно, что самое важное. Над чем-то я еще подумаю, а пока поделюсь мыслями в отношении общих концепций.

Не скрою, не являюсь фанатом Apple, поэтому оцениваю книгу достаточно критически. Хотя, опять же не буду кривить, на некоторые вещи мне открылись глаза. Кое-что даже не приходило на ум.

Что мне все-таки НЕ нравится в продукции Apple?

Мне претит идея закрытой системы, создатели которой считают пользователей криворукими имбецилами, которые «обязательно всё испортят», только дай им возможность. По правде сказать, часто так и бывает. Но одно дело предупредить – «не лезь, можешь испортить», и другое – «я не дам тебе лезть, потому что стопроцентно в этом уверен».

Техно-гики часто упрекали Гейтса в том, что Windows – ОС «для домохозяек». Но в Apple возвели этот подход в степень. Упростить все настолько, чтобы даже идиоту (ну ладно, ребенку) было понятно и назвать это «интуитивным интерфейсом» - гениальный маркетинговый ход. Но некоторым «хочется странного». Я, видимо из их числа. Мне не хочется оказаться в тесном загончике, чтобы, пусть даже очень гениальный, дядя решал за меня – что и как мне делать на устройстве которое он придумал. Я жажду альтернатив и свободы выбора. (А мой ребенок, кстати говоря, и с Андроидом мгновенно разобрался.)

Что мне все же скорее НРАВИТСЯ в подходах Джобса?

Качество. Маниакальное стремление к качеству. Тут даже комментировать не надо. Вторая сторона этого – тотальный контроль всех звеньев цепочки. Сколько идей удалось реализовать Джобсу за счет концентрации и отсева «второстепенных задач»? Сколько ценных идей погибло в зародыше, потому что Джобс их отсек как ненужные? «История не знает слов “если бы”» и «победителей не судят» - что-то в этом меня, все-таки слегка коробит. Это как со Сталиным, который «поднял страну с колен» и «победил фашизм». Ну да. Но вот все-таки, что «если бы»...
Издал лев закон, что умные направо, красивые налево.
Обезьяна: А мне, что разрываться?
Элитность – скорее, вопрос цены, а цена – следствие качества. Ferrari в мире компьютеров. Рождать кумиров – удел человечества, по крайней мере значительной ее части. И Джобс искусно занял эту нишу. Я думаю, у него просто не оставалось выбора. К моменту его возвращения в Apple, стартовать на массовом рынке было уже поздновато. Но сделал он это, конечно, красиво. Дав, тем самым, нам выбор – «к красивым идти или к умным». Да, хочется разорваться. Smile

Что мне нравится безоговорчно – это идея Джобса о том, что пользователь сам не знает, чего хочет, пока ему не покажешь. Предугадывать и предвидеть – это дар, безусловно.

В общем, с тем, что Джобс гений маркетинга, спорить глупо. Да, личность неординарная, талантливый менеджер, огромный вклад в развитие и все такое. Однако, многое в изложении, мне показалось, продиктовано исключительно соображениями того же самого маркетинга. Мне кажется спорным, например, тезис о глобальной революционности Джобса. Революция делается ограниченной группой людей, а становится возможной только когда созревают условия. Реализовать все идеи, витающие в воздухе – вряд ли под силу одному человеку. Но стать символом перемен - вполне.

В случае с Джобсом, очень кстати, к портрету гения клеится его психическая импульсивность (я бы даже сказал, некая неадекватность) и необычно сложившаяся карьера (где он сам все испортил). Ну плюс трагичный конец. Как ни цинично, это очень помогает лепить правильный имидж. Правильный с точки зрения роста продаж. И мне крайне интересно будет узнать, каким станет Apple без Джобса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий