понедельник, 30 апреля 2012 г.

Виктор Гюго. Отверженные

Поскольку ничего фундаментального сам я пока еще не написал, приходится равняться на классиков и опираться на их же произведения. :)

Закончил перечитывать роман «Отверженные» Виктора Гюго. Ну, как перечитывать? Это, конечно, сильно сказано. Читать Гюго целиком, от корки до корки, лично у меня не получается. Потому что периодически он, что называется, «залазит на трибуну» и устраивает пространные экскурсы в историю, внутренний мир героев, вопросы социального устройства вперемежку с философией и задвигает другие околосюжетные вещи.

Если вы не читали Гюго, но знакомы, например, с Жюль Верном, вам будет понятно, о чем я. Берется герой зажечь огонь с помощью линзы – нас гарантированно ждет подробная лекция по оптике и преломлению света. Путешественникам, попавшим на необитаемый остров, требуется изготовить мыло? Ок, ребята, готовьтесь выслушать полный курс промышленной химии, истории мыловарения и, заодно, маркетинга образца второй половины 19 века. Какое мыло предпочтительнее – натриевое или стеариновое? Вы узнаете это в деталях. Не исключаю, что в этом фирменный стиль французских романистов. Кроме того, очень выгодно, если вам платят за количество знаков. :)

Я утрирую, конечно. Многим такое познавательное чтение по душе. Я и сам не прочь узнать, подробности битвы при Ватерлоо или ознакомиться с фактами из истории канализации Парижа. Но, блин, не когда подробности растягиваются на полкниги. Впрочем, говорят, есть люди, которым и «Сильмариллион» дается не труднее «Колобка». Я же этот околоэльфийский эпос не осилил и с трех попыток. Гюго в этом отношении был еще относительно гуманен и выделял свои «каменты» в отдельные главы, очень легко пролистывать. А то вот отдельные товарищи не могут смириться, что часть их замечательных мыслей ускользнет от внимания читателя и внедряют такие вещи прямо в тело повествования. Или вкладывают в речь своих персонажей. Гюго тоже, кстати, этим баловался. «Пролистываешь? А вот на-ко тебе сюрпризец!»

Ну да бог с ним.  Ему я прощаю. Потому что еще в ранней юности «Отверженные» увлекли меня своим сюжетом. Описания тяжелой доли угнетенных буржуазным режимом детей в советской литературе стали хрестоматийными. С Козеттой, прозябающей в услужении у стервы-трактирщицы, и Гаврошем, революционно настроенным пареньком, без пяти минут пионером, я познакомился раньше остальных. Впоследствии, откопав в родительской библиотеке собрание сочинений Гюго, я углубился в произведение уже более подробно. И вот, теперь решил освежить воспоминания. С тайной надеждой что, может, и пространные отступления автора станут мне доступнее. Но тут получилось, как с маслинами. Я уже несколько раз пытался их полюбить, но – увы! – безуспешно...

Сюжет же, после стольких лет, и раньше не оставлявший меня равнодушным, теперь и вовсе потряс меня своей изощренностью. Теперь я понял, у кого учились сценаристы «Санта-Барбары». :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий