суббота, 2 июня 2012 г.

Читаю классиков - Гюго "Отверженные"

Уже давно я собирался материализовать в битах и байтах свои впечатления от "Отверженных" Гюго. Но, начав вкратце описывать сюжет, я так увлекся, что настрочил довольно объемистый трактат. И чего я в школе не любил изложения? И чего это сейчас меня проперло? Ну ладно, раз уж написалось, пусть будет. Дальше - спойлер и много букв. Понятно, что краткость - сестра таланта, но короче не получилось - ни у меня, ни, тем более, у Гюго. Уж больно закручено. :)


Итак, дело происходит во Франции, в начале 19 века. Центральный персонаж книги – Жан Вальжан, поначалу обычный селянин. В юности с голодухи он украл булку хлеба, чтобы накормить семью, но был пойман и отправлен на каторгу. Там, понятное дело, его характер испортился. Наш герой ожесточился, стал грубым и крайне черствым типом. Отмотав срок, он выходит на волю, навстречу читателю, в очень недоброжелательном настроении. Но, к счастью, именно в этот момент на жизненном пути ему попадается епископ Диньский, ангел в образе мирянина, личность исключительно сострадательная. Жан Вальжан крадет у него ложки (серебряные) но, будучи пойманным, избегает возмездия, поскольку обокраденный священнослужитель заявляет, что это подарок. Святой человек, право слово!

С этой минуты начинается преображение героя. Напоследок он еще успевает выставить на гоп-стоп бродячего беспризорника, но в душе его уже наступил перелом. Жан Вальжан проникается добродетелью и решает стать примерным гражданином. Ему удается скрыть свое прошлое и начать собственный бизнес. Он становится богатым уважаемым буржуа и даже избирается мэром небольшого уездного городка. Вступив на путь благоденствия, Вальжан, назвавшись дядюшкой Мадленом, ведет себя очень примерно – регулярно занимается благотворительностью, повышает уровень жизни горожан и вообще всячески помогает нуждающимся. В общем, подает положительный пример остальным, менее сознательным гражданам. Правда один особо бдительный полицейский по фамилии Жавер вроде как узнает в мэре бывшего преступника, но за неимением доказательств отказывается от подозрений. Казалось бы, живи да радуйся. Но не тут-то было.

В соседней округе за мелкую кражу под суд попадает некий крестьянин по фамилии Шанматье. По роковой случайности он похож на Жана Вальжана и его «опознают» бывшие сокамерники. Как рецидивисту, Шанматье грозит пожизненная каторга. Но настоящий Вальжан, ступив на путь истины, не может допустить, чтобы пострадал невинный. Он является в суд и разоблачает себя.

Весьма эпичен эпизод появления Вальжана на процессе. Сама судьба препятствует его явке с повинной. Он загоняет лошадей, ему не на чем ехать, ломается колесо – масса препятствий встает на его пути, но герой самоотверженно преодолевает все препоны и, таки, в самый последний момент является в зал суда, хотя по всем вводным явно должен был на него опоздать. Все в шоке, Шанматье отпускают, лже-мэра арестовывают. Тут я не понял за что. Яблоки-то украл не он, а все-таки Шанматье. Видимо, притворяться мэром тогда тоже считалось составом преступления, даже если по факту мэр хороший. Видимо, уже тогда народ интуитивно подозревал: любого мэра есть за что посадить. Вот наших кого ни возьми – Лужков, Собянин – какие еще возникнут сомнения? :)

Как бы то ни было, Жан Вальжан снова попадает на каторгу, однако успев припрятать нажитый предпринимательством солидный капиталец (нет, не в Лондоне, хотя из Франции ему туда было явно ближе, чем Березовскому). С каторги ему удается удрать. Он спасает растяпу-матроса, но при этом инсценирует собственное утонутие. Его считают погибшим.

Но, на самом деле оставшись в живых, Жан Вальжан отправляется, чтобы забрать Козетту – незаконнорожденную дочь одной из его фабричных работниц, еще в его бытность мэром. Брошенная любовником и родив ребенка, Фантина (мать) не могла оставить дочь при себе. Она отдала Козетту на содержание трактирщикам по фамилии Тенардье, обязавшись посылать им деньги на содержание. Между тем, Тенардье оказались крайне алчными и порочными людьми. Они использовали ситуацию, чтобы обманом вымогать деньги у матери, тем самым толкая ее еще глубже в социальную пропасть. Узнав о внебрачном ребенке, поборники нравственности выгнали Фантину с фабрики, принадлежавшей Вальжану. Сам он ни сном ни духом об этом не подозревал. А между тем, чтобы добыть деньги для больной (якобы) дочери, Фантина стала проституткой и находясь на грани отчаяния, плюнула мэру в лицо, обвинив его в своих несчастьях. Вскоре после этого Фантина умерла. А Вальжан, пытаясь загладить вину, перед смертью обещал позаботиться о Козетте. Но выполнить обещание может уже только после своей мнимой смерти. Благо припрятанных денег у него достаточно.

Тем временем полицейский Жавер не дремлет. Он узнает о том, что девочку забрали у Тенардье. Зная об обещании Вальжана, он сопоставляет факты и снова начинает преследование. Жану Вальжану вместе с Козеттой удается ускользнуть и укрыться в монастыре, благодаря старику, которого он спас, тоже когда еще был на посту мэра. Нет, что ни говори, раньше градоначальники были "еще более намного другими"! :)

Несколько лет Жан Вальжан и Козетта живут в Париже, не привлекая внимания, под фамилией Фошлеван. За это время Козетта выросла, похорошела, вследствие чего на прогулке ее замечает молодой человек по имени Мариус. Между молодыми людьми возникает большое светлое чувство.

Мариус является сыном барона Понмерси, участника битвы при Ватерлоо. В сражении барон был ранен и только чудом избежал смерти благодаря мародеру Тенардье, который обнаружил его, обшаривая карманы покойников. После этого случая барон Понмерси оставил завещание сыну – отплатить Тенардье за спасение жизни. Мариус же с отцом при жизни не общался, поскольку его дед, являясь ярым монархистом, поставил условие: барон Понмерси не должен встречаться с сыном под угрозой лишения наследства. Папа, желая счастья сыну, пошел на это и оставил сына на воспитание деда, довольно веселого старичка. Став взрослым и узнав о таком свинстве по отношению к своему героическому папе, Мариус хлопнул дверью и ушел от деда без гроша в кармане. Он предпочитает жить в нужде, но не идти на поклон к этому мерзкому буржуа, оскорбившему память отца. Вместе с этим Мариус мечтает «вернуть долг чести» сержанту Тенарьдье, спасшему его отца при Ватерлоо.

Так вот, этот Мариус втюхивается в Козетту по уши, а она – в него. Но эти ростки страсти замечает Жан Вальжан. Сначала он подозревает в Мариусе шпиона, затем догадывается, что его любимое чадо, пускай и приемное, вот-вот уведут у него из-под носа. Он меняет место жительства и Козетта с Мариусом разлучаются. Тут события начинают закручиваться так, что мозг сводит.

В соседней с Мариусом комнате живет семейство Жондретов, которые на самом деле ни кто иные, как Тенардье. Но Мариус пока об этом не знает. Жондреты находятся уже на самой низкой ступени общества, занимаются темными делишками и вымогательством. К ним с благотворительной миссией является Жан Вальжан, теперь он Фошлеван. Тенардье узнает в нем богача, который увел от них Козетту и решает «выставить его на бабло». Для этого он заманивает «благодетеля» в ловушку и привлекает себе в сообщики шайку бандитов. Об их заговоре становится известно Мариусу и он предупреждает полицию о готовящемся преступлении. В разгар событий он должен подать сигнал Жаверу, чтобы тот явился и взял банду с поличным.

Однако в момент кульминации из беседы Фошлевана (Вальжана) с Жондретом (Тенардье) Мариус узнает, что последний, оказывается, и есть разыскиваемый им для проявления благодарности спаситель его родителя. Он не может сдать полиции человека, который выручил папу. Вместе с этим и Жан Вальжан ему дорог как отец обожаемой им Козетты. Пока он телится в сомнениях, полиция все-таки накрывает шайку, а Вальжану удается незаметно скрыться.

Тут выясняется новый финт. Дочка Тенардье, Эпонина, влюбляется в Мариуса и ревнует его к Козетте. Ужасно страдая, она все-таки сообщает ему, где живет его зазноба. Влюбленные сердца снова воссоединяются, втайне от Вальжана. А тот, после неприятной встречи с Тенардье понимая, что его тайна может быть раскрыта, решает вместе с Козеттой уехать в Англию. Снова молодым людям светит разлука. Мариус в отчаянии идет к деду и, презрев гордость, просит у него благословения жениться. Дедушка рад, как сумасшедший, что внук вернулся, но в разговоре брякает какую-то глупость в адрес Козетты. Мариус снова демонстративно уходит. Накал страстей достигает апогея.

А тут как раз случилась революция. Французский народ вышел на баррикады. И Мариус решает идти туда и погибнуть, потому что при таком раскладе ему жизнь не мила. Кстати сказать, страдая от неразделенной любви, Эпонина на баррикадах ловит пулю, с летальным исходом. Последний вздох она испускает на руках у объекта своего обожания.

Сам объект, то есть Мариус, тоже ни разу не намерен щадить себя, о чем и сообщает Козетте запиской. Гаврош, революционно настроенный беспризорник (по совместительству, кстати, сын Тенардье - вот как тесен мир!), оказавшийся с Мариусом на баррикаде, передает записку Вальжану. Таким образом тот узнает, что Козетта любит Мариуса и что его родительскому счастью приходит конец. Он тоже идет на баррикады и – о чудо! – обнаруживает там полицейского Жавера. Тот шпионил за повстанцами и попал к ним в плен. Его хотят расстрелять. Жан Вальжан вызывается быть палачом, но отпускает своего давнего гонителя на свободу. Просто так. Бесплатно.

Вы еще тут? Потерпите, уже немного осталось.

После разгрома повстанцев Жан Вальжан спасает раненого Мариуса, находящегося без сознания. Путешествуя по парижской канализации с телом молодого человека, Вальжан встречает Тенарьдье, а тот, не узнав его, сдает Жаверу (он как-то очень быстро после пережитого на баррикадах вернулся в строй – скала, а не человек). Однако долгожданная поимка Вальжана уже не радует полицейского. Он не может арестовать человека, который только что его пощадил. Мучимый противоречивыми чувствами, он отпускает Вальжана, а сам идет и топится в Сене. Представляете? Мы можете себе вообразить полиционера, который утопился, испытывая муки совести?

Тем временем, Вальжан приносит Мариуса домой к деду. Дедуля счастлив. Теперь у него с внуком нет абсолютно никаких разнооласий: Мариус временно не трудоспособен, лежит при смерти и не может ни спорить, ни хлопать дверью. Козетта тоже тут как тут. Желая ей исключительно добра, Вальжан теперь уже сам приводит ее в дом возлюбленного. И отваливает ей в приданое все оставшиеся деньги (много). А с деньгами, хочешь не хочешь, дело само собой идет к свадьбе. Жизнь налаживается. Идиллия.

Тут бы и конец сюжету, но у Вальжана вскрывается новый прибабах. Его прошлое довлеет над ним и лежит на сердце тяжким камнем. Ему совестно скрывать, что он каторжник и поэтому он выкладыаает Мариусу свою историю. Так, мол, и так - гоните меня в шею, не достоин я вашего общества. Ну, Мариус из вежливости говорит «что вы, что вы! останьтесь!», но сам параллельно намеками выясняет у Козетты, как та смотрит на то, чтобы отказаться от грязных денег. Чтобы девушка росла в бедности, этого Вальжан допустить не может! Как говорится, я сам через это прошел, не допущу, дети должны жить лучше нас. Он объявляет, что деньги заработаны честно и уходит жить в одиночестве, чтобы не маячить перед почтенным семейством.

Оставшись без Козетты, он тоскует и хиреет в хорошем смысле этого слова, если он у него есть. Да так, что готовится этот мир покинуть. А тут новый трюфель. К Мариусу приходит старый знакомец, Тенардье, и открывает ему страшную тайну. Вальжан, мол, убил человека и ночью тайно утопил его в канализации, он, Тенардье, сам это видел. Тут Мариус, наконец-то, втыкает, кто его спас на баррикадах. «Скорее, скорее!» - кричит он Козетте, пойдем простим твоего папу. И они идут, но уже поздновато: Вальжан говорит им, «теперь я счастлив, дети мои» и отъезжает. В смысле отходит в мир иной. Вот. Финита ля трагедия. Как вам сюжетец? Я сейчас это перечитал еще раз на ночь глядя. Умели писать в 19 веке! Какая глубина, какие характеры! С этой мыслью и отбываю ко сну... :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий